Приветствую Вас, Гость
Рабочие программы музея (педагога-организатора/руководителя музея)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г.МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 1565 «СВИБЛОВО» (СВАО)

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ «В.Д.БЕРЕСТОВ И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ»

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ гимназии № 1565 «Свиблово»

_______________А.И.Грабовский

«____» ___________________ 20___ г.

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа краткосрочного курса "Подготовка к ведению обзорной экскурсии «Светлые силы»"

 педагога-организатора – 12 часов

на базе Литературного музея «В.Д.Берестов и его окружение»

для учащихся 5-8 классов, новых членов актива музея.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: О.С.Чурсина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Москва, 2012


Пояснительная записка.

Литературный музей «В.Д.Берестов и его окружение» - социокультурное явление гимназии, позволяет сохранять историческую память, способствует социализации личности. Изучение курса  "Подготовка к ведению обзорной экскурсии «Светлые силы»"  представляется целесообразным, как знакомство со спецификой работы школьного музея, изучения его фондов, приобретение навыков исследовательской работы.  Знакомство с биографией и творчеством В.Д.Берестова позволяет расширить (углубить) свои  знания по литературе, истории, музейному делу и в целом кругозор, и приобрести практические навыки ведения экскурсии, исследовательской, аналитической деятельности и развить свой творческий потенциал.

Курс  "Подготовка к ведению обзорной экскурсии «Светлые силы»"  востребован и с практической точки зрения. Так как на базе ГБОУ гимназии № 1565 «Свиблово» действует школьный литературный музей "В.Д.Берестов и его окружение”. Существование музея позволяет, с одной стороны, наглядно продемонстрировать многие аспекты музейной работы, а с другой стороны, способствует дальнейшему активному развитию музея, позволяет формировать в определенной степени профессиональный актив, объединять юношеский коллектив.

Программа предназначена для подготовки учащихся 5-8-х классов, новых членов актива музея.

Цели курса. Содержание курса "Подготовка к ведению обзорной экскурсии” позволит:

  • познакомить учащихся с биографией и творчеством В.Д.Берестова;
  • дать первичные навыки современных музейных технологий, развить практические навыки музейной работы;
  • побудить учащихся к созидательной деятельности;
  • курс будет способствовать расширению кругозора школьников и социализации личности.

Задачи курса. Задачи реализации курса состоят в том, чтобы учащиеся

  • составили целостное представление о биографии и разнообразии творческих интересов В.Д.Берестова;
  • исследовали на практике собственные познавательные интересы, способности;
  • интегрировали полученные в школе знания на качественно новом уровне.

Формы и методы преподавания. Процесс преподавания курса дает возможность сочетать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы, использовать прогрессивные технологии обучения.

Программа краткосрочного курса "Подготовка к ведению обзорной экскурсии” предполагает сочетание теоретической и практической направленности. Теоретические занятия состоят из двух блоков: лекционной (презентация на 15-20 минут) и рефлективной части (аудиторного теста проверки имеющихся и усвоения полученных знаний). Практические занятия - индивидуальные встречи – репетиции экскурсии целиком или ее части.

Итоговые занятия подразумевают проведение каждым из слушателей полной версии экскурсии «Светлые силы» и оценки (по прилагаемой форме) работы коллеги.

Такая форма работы позволит освоить всем учащимся данного курса массив информации необходимой для ведения обзорной экскурсии, и получить соответствующие практически навыки.  В рамках подготовки к своей экскурсии школьники актуализируют теоретические знания, полученные на занятиях. Определив содержание и структуру курса в соответствии с учетом особенностей, интересов и уровня подготовленности учащихся, можно будет реализовать личностно-диагностический подход к обучению, включить учащихся в исследовательскую деятельность и, в конечном счете, помочь им в определении своих интересов внутри изучаемого курса (по предлагаемым разделам-темам).

Объем программы составляет 12 часов, в том числе:

8 часов лекционных и

4 часа практических занятий.

По итогам прохождения курса и проведение одной и более обзорной экскурсии «Светлые силы» для гостей музея (за временными рамками курса) экскурсоводу выдается свидетельство музея о прохождении курса.

Тематическое планирование курса "Подготовка к ведению обзорной экскурсии”

Тема

Количество часов

 

Всего

Теоретических

Практических

Введение

1

1

-

Тема 1. «Детство в маленьком городе». Мещовск. Калуга.

1

1

-

Тема 2. «Эвакуация в г.Ташкент».

1

1

-

Тема 3. В.Д.Берестов – историк и археолог.

1

1

-

Тема 4. Первые публикации. Берестов – детский поэт и писатель.

1

1

-

Тема 5. Творческое содружество В.Д.Берестова и Т.И.Александровой.

1

1

-

Тема 6. В.Д.Берестов – человек мира.

1

1

-

Тема 7. История создания музея

1

1

-

Итоговое занятие

4

-

4

Итого:

12

8

4

Содержание курса

Введение (1 час)

Лекционная часть: Предмет и задачи курса. Понятия: экскурсия, экскурсовод.  Знакомство с планом подготовки новой (для новых членов актива музея) экскурсионной темы. Структура курса.

Знакомство со справочным аппаратом музея.

Рефлексия: Вводный тест «Что я знаю о В.Д.Берестове?» (начальный тест).

Тема 1. «Детство в маленьком городе» (г.Мещовск, с.Тихонова Пустынь, г.Калуга) (1 час)

Семья В.Д.Берестова. Детские впечатления, увлечения, игры. Первый класс, начальная школа. Исторические справки об упоминающихся населенных пунктах: г.Мещовск, г.Калуга, с.Тихонова Пустынь (с.Льва Толстого).  Стихотворения В.Д.Берестова о детстве, о семье, о городах Мещовк и Калуга. Первый друзья. Воспоминания В.И.Прохоркина «Мой самый первый друг».

 

Изучение иконографии и предметного мира фондов музея по данной теме.

Учащиеся должны знать:

  • дату рождения В.Д.Берестова, годы проживания в каждом населенном пункте, членов семьи В.Д.Берестова.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать цитаты из воспоминаний и стихотворные фрагменты в канве экскурсии;
  • работать с таблицами «Окружение В.Д.Берестова», «Основные этапы в жизни В.Д.Берестова».

Рефлексия: «Детство В.Д.Берестова» (аудиторный тест).

Тема 2. Эвакуация в г.Ташкент. (1 час)

Исторические факты начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в особенности история войны (оккупации, сражений, освобождения) в окрестностях г.Калуги.

Стихи В.Д.Берестова о войне. Знакомство с К.И.Чуковским, А.А.Ахматовой, Н.Я.Мандельштам и другими. Дружба с К.И.Чуковским и после войны. Изучение воспоминаний В.Д.Берестова об А.А.Ахматовой.  Историческая справка о г.Ташкенте военных лет (1942-1944 гг.).

 

Изучение иконографии и предметного мира фондов музея по данной теме.

Учащиеся должны знать:

  • краткие сведения о деятелях культуры (писателях, поэтах), эвакуированных в годы войны в Ташкент (Узбекистан) и упоминаемых в воспоминаниях В.Д.Берестова.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать цитаты из воспоминаний и стихотворные фрагменты в канве экскурсии;
  • работать с таблицами «Окружение В.Д.Берестова», «Основные этапы в жизни В.Д.Берестова».

Рефлексия: «Эвакуация в г.Ташкент» (аудиторный тест).

Тема 3. В.Д.Берестов – историк и археолог (1 час)

Обучение В.Д.Берестова на историческим факультете МГУ. Историческая справка о педагогическом коллективе исторического факультета МГУ (1946-1955 гг.). Студенческая практика на раскопках в г.Новгороде и Харезме. Студенческий экспедиционный фольклор. Стихи В.Д.Берестова об археологии. Археологические повести и рассказы из сборников «Меч в золотых ножнах», «Государыня пустыня», «Приключений не будет» и т.п. Участие В.Д.Берестова в поэтической жизни г.Москвы послевоенного периода, посещение литературных (поэтических) кружков в Политехническом музее и т.п. Знакомство в молодыми и маститыми поэтами того времени.

 

Изучение иконографии и предметного мира фондов музея по данной теме.

Учащиеся должны знать:

  • краткие сведения о педагогах исторического факультета МГУ конца 40-х – 50-х годов;
  • круг общения В.Д.Берестова в период 1945-1955 гг.
  • рассказ «Кораблик» из сборника «Фата-Моргана» и другие археологические повести В.Д.Берестова «Меч в золотых ножнах», «Государыня пустыня» и т.п.;
  • краткие сведения о древнем государстве Харезм и о раскопках в этом месте.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать цитаты из воспоминаний и стихотворные фрагменты в канве экскурсии;
  • работать с таблицами «Окружение В.Д.Берестова», «Основные этапы в жизни В.Д.Берестова».

Рефлексия: «Археология в жизни В.Д.Берестова» (аудиторный тест).

Тема 4. Первые публикации. Берестов – детский поэт и писатель (1 час)

Дружба В.Д.Берестова и К.И.Чуковского. Знакомство с С.Михалковым, А.Барто, Б.Заходером, С.Маршаком и другими. Требования К.И.Чуковского к детской поэзии (11 правил). Правило слабой строки. Детское творчество. В.Д.Берестов – детский писатель и поэт. Сотрудничество с издательством «Малыш» и «Детская литература». Дружба Берестова с художником-иллюстратором Л.А.Токмаковым. Другие иллюстраторы книг В.Д.Берестова.

Изучение иконографии и предметного мира фондов музея по данной теме.

Учащиеся должны знать:

  • круг детских поэтов и писателей, с которыми поддерживал тесные контакты В.Д.Берестов с 50-х годов;
  • детские стихотворения и сказки В.Д.Берестова; самое известное стихотворение В.Д.Берестова – «Читалочка».

Учащиеся должны уметь:

  • использовать цитаты из воспоминаний и стихотворные фрагменты в канве экскурсии;
  • работать с таблицами «Окружение В.Д.Берестова», «Основные этапы в жизни В.Д.Берестова», «Награды В.Д.Берестова».

Рефлексия: «Первые публикации В.Д.Берестова» (аудиторный тест).

Тема 5. Творческое содружество В.Д.Берестова и Т.И.Александровой (1 час)

Знакомство с Т.И.Александровой. Рождение персонажа и сказки «Кузька». История публикации и экранизации сказки «Кузька». Образ «Кузьки» в книжной иллюстрации. Стихи-посвящения В.Д.Берестова Т.И.Александровой. История создания книги «Первый листопад».

Изучение иконографии и предметного мира фондов музея по данной теме.

Учащиеся должны знать:

  • название книг Т.И.Александровой и произведений, написанных в соавторстве с В.Д.Берестовым.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать цитаты из воспоминаний и стихотворные фрагменты в канве экскурсии;
  • работать с таблицами «Окружение В.Д.Берестова», «Основные этапы в жизни В.Д.Берестова».

Рефлексия: «Содружество Берестова и Александровой» (аудиторный тест).

Тема 6. В.Д.Берестов – человек мира (1 час)

Увлечение фольклором в последние годы. Работа над  Толковым словарем (книгой для чтения) В.Даля. Открытия в пушкинистике. Увлечение бардовской песней, участие в передаче «В нашу гавань заходили корабли».  Лекции и встречи с почитателями таланта по всему миру. Каменная книга в г.Арпино (Италия).

Изучение иконографии и предметного мира фондов музея по данной теме.

Учащиеся должны знать:

  • открытия В.Д.Берестова в пушкинистике;
  • вехи в работе над составлением Книги для чтения по Толковому словарю В.Даля;
  • краткие сведения о программе «В нашу гавань заходили корабли»;
  • стихотворение, высеченное на каменной странице в г.Арпино (Италия).

Учащиеся должны уметь:

  • использовать цитаты из воспоминаний и стихотворные фрагменты в канве экскурсии;
  • работать с таблицами «Окружение В.Д.Берестова», «Основные этапы в жизни В.Д.Берестова», «Награды В.Д.Берестова».

Рефлексия: «Берестов – человек мира» (аудиторный тест).

Тема 7. История создания музея (1 час)

История создания Литературного центра им. В.Д.Берестова при РГДБ. Первые Берестовские чтения в РГДБ. Традиция берестовских чтений в гимназии. Памятные места и музеи, связанные с именем В.Д.Берестова. Содружество с культурными центрами в России и за рубежом.

Краткая информация о действующих временных экспозициях музея.

Изучение иконографии и предметного мира фондов музея по данной теме.

Учащиеся должны знать:

  • основные периоды в истории создания музея;
  • краткие описания действующих временных тематических экспозиций.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать цитаты из воспоминаний и стихотворные фрагменты в канве экскурсии;
  • работать с таблицами «Окружение В.Д.Берестова», «Основные этапы в жизни В.Д.Берестова», «Награды В.Д.Берестова».

Рефлексия: «История музея» (аудиторный тест).

Итоговое занятие. Подведение итогов курса (4 часа)

Зачет. Проведение учащимися обзорной экскурсии по постоянной экспозиции «Светлые силы» с указанием действующих временных экспозиций.

Учащиеся должны знать:

  • механизм проведения экскурсий;
  • правила поведения экскурсовода.

Учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;
  • строить коммуникацию, вести диалог со слушателями.

Литература

1.      Юренева Т.Ю. Музееведение. — М., 2003.

2.      Берестов В.Д. Избранные произведения. В 2-х т. (Стихи, повести, рассказы, воспоминания). – М.: Издательство им. Сабашниковых, 1998.

К теме № 1

1.      Берестов В.Д. Сквозь цветные стекла детства. – Калуга: Золотая аллея, 2003.

К теме № 2

2.      Бабаев Э.Г. Воспоминания. – СПб.: ООО «ИНАПРЕСС», 2000.

3.      Берестов В.Д. Повестка после Победы: Стихи о военном отрочестве. – М.: РБП, 1995.

4.      Государственный музей искусств Узбекской ССР. / Составитель С.Круковская. – М.: Советский художник, 1968.

5.      Громова Н.А. Все в чужое глядят окно. – М.: Коллекция «Совершенно секретно», 2002.

6.      Громова Н.А. Эвакуация идет… 1941-1944. Писательская колония: Чистополь. Елабуга. Ташкент. Алма-Ата. – М.: Совпадение, 2008.

7.      Дети военной поры. / Составитель Э.Максимова.//Марьяновский Г. Ташкентский вокзал. – М.: Политиздат, 1988.

8.      Земская М.И.Волков Александр. (Мастер «Гранатовой чайханы»). – М.: Советский художник, 1975.

9.      Луговская Т.А. Как знаю, как помню, как умею: Воспоминания, письма, дневники. – М.: Аграф, 2001.

10.  Ресков Б. и Седов Г. Усман Юсупов. - М.: Молодая гвардия, 1976.

11.  Успенская Г.Н. Ташкент – прекрасная эпоха. – СПб.: Новый Мир Искусства, 2008.

12.  Эфрон Г.С. Дневники: в 2-х т. – М.: Вагриус, 2007.

К теме № 3

  1. Берестов В.Д. Государыня пустыня. – М.: Молодая гвардия, 1968 г.
  2. Берестов В.Д. Жар птица. – М.: Детгиз, 1958 г.
  3. Берестов В.Д. Меч в золотых ножнах. – М.: Молодая гвардия, 1964.
  4. Берестов В.Д.Приключений не будет. – М.: Молодая гвардия, 1962.
  5. Песни Хорезмской экспедиции 1947-1955 гг. Сборник издан РАН Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая, 2001
  6. Приаралье в древности и Средневековье. Сборник к 60-летию Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. – М.: Восточная литература. РАН, 1998.

К теме № 4

  1. Берестов В.Д. Отплытие: стихи. – М.: Советский писатель,  1957.
  2. Берестов В.Д. Дикий голубь. – М.: Советский писатель, 1962.
  3. Берестов В.Д. Про машину: Стихи / Худ. В.Конашевич. – М.: Детгиз, 1957.
  4. Берестов В.Д. Веселое лето: стихи. / Худ. Б.Власов. – М.: Детгиз, 1958.
  5. Берестов В.Д. Картинки в лужах: стихи, сказки./ Худ. М.Митурич. – М.: Детский мир, 1962.
  6. Берестов В.Д. Веселое лето: стихи. /Худ. Н.Устинов. – М.: Детгиз, 1963.
  7. Берестов В.Д. Улыбка: стихи. – М.: Детская литература, 1964.

К теме № 5

  1. Александрова Т., Берестов В. Сундучок с книжками: Катина библиотека. – М.: Малыш, 1971.
  2. Александрова Т., Берестов В. Катя в игрушечном городе. – М.: Детская литература, 1973.
  3. Александрова Т. Кузька./Худ. Г.В.Александрова. – М.: Иван-пресс, 1995.
Александрова Т. Друзья зимние, друзья летние. – Одесса: Вариант – Два Слона, 1992.